- Личный кабинет
- Online бронирование
- Новый год
- Экскурсии по Петербургу и пригородам
- Экскурсии для школьников
- Туры для школьных групп
- Культурно-гастрономические выходные
- Экологические экскурсии
- Корпоративный отдых
- Туры по России
- Туры в Санкт-Петербург
- Гастрономические туры
- Активный отдых
- Речные круизы по России
- Железнодорожные туры
- Изучение языков
Котка. История.
На гербе Котки на светло-сером фоне изображён летящий золотой орёл, держащий в лапах серебряные морской якорь и кадуцей. Орёл иллюстрирует название города (‘kotka’ — финск. ‘орёл’). Орлы или, точнее, рыбоядные орланы-белохвосты, действительно встречаются в этих краях по берегам Финского залива. Якорь символизирует военный морской порт Роченсалми, который стал предшественником города, а жезл Меркурия или Кадуцей — символ торговли, благодаря которой Котка стала городом
География:
Городские права Котка получила сравнительно поздно - указом императора Александра II в 1878 году. Однако в историю русско-шведских отношений эти места вошли гораздо раньше. Примыкающая к нынешней Котке акватория носит характерное и довольно загадочное наименование ‘Ruotsensalmi’ - ‘Руотсенсалми’ или, как говорили в старину, ‘Роченсалми’, т.е. ‘Шведский пролив’ или ‘Свенксзунд’.
С историей российского флота окрестности Котки оказались связаны навсегда в ходе предпоследней Российско-шведской войны 17881790 гг. Это была очередная попытка шведов отвоевать обратно всё то, что захватил у них Пётр в ходе Великой Северной войны. И главная, но, увы, не слишком удачная попытка царствовавшего тогда в Швеции Густава III войти в число великих монархов-воинов, таких как Карл XII или Густав II Адольф. Помимо сухопутных войск и корабельных флотов в той войне принимали участие малые или шхерные флоты - так называемые флоты архипелага. Два сражения между русским и шведским шхерными флотами произошли в проливе Роченсалми в 1789 и 1790 годах. В первом из них победил русский флот под командованием принца Нассау-Зигенского. Но вот во втором победа осталась за шведами. Русский галерный флот был уничтожен практически полностью. Екатерина говорила, что такой пощёчины Россия не получала со времени поражения под Нарвой. Эта победа оказалась для шведов неожиданностью и позволила Густаву III заключить с Россией мир без урона для собственного авторитета.
Александр Рослин. Портрет короля Швеции Густава III (24/I-174612/II-177129/III-1792)
Война закончилась вничью; ни одна из сторон не получила никаких территориальных приобретений. Однако для российского правительства стала очевидной необходимость защиты Петербурга от возможного нападения со стороны Швеции. Формируется так называемая трёхпортовая система обороны Петербурга, согласно которой город должны были защищать три линии расположенных на территории Русской Финляндии крепостей. Для перестройки старых шведских крепостей и строительства новых в Русскую Финляндию был откомандирован Александр Васильевич Суворов. Несколько фортификационных сооружений им было возведено в районе нынешней Котки, который превратился в главную базу русского флота в Финляндии. Впоследствии приморские крепости серьёзно пострадали в годы Крымской войны в результате английских бомбардировок. Новый толчок для развития территорий, расположенных в низовьях реки Кюми-йоки дала эпоха индустриализации. Одно из главных богатств Финляндии всегда составлял лес. Во второй половине XIX столетия начались массовые вырубки в центральной части страны. Срубленный лес сплавляли по рекам к морю. В низовьях рек - в том числе и на многочисленных протоках Кюми-йоки - стали появляться лесопилки, а затем и более солидные древообрабатывающие предприятия. Так появились предпосылки к тому, чтобы Котка стала городом.
Памятник Хансу Гутцайту (Hans Gutzeit) (1836-1919) на мысу Мериниеми близ парка Сапокка в Котке. Ск. Маркку Хирвеля, 1999
Предпринимателем, превратившим остров Коткансаари в одну из крупнейших промышленных зон Финляндии стал Ханс Гутцайт (18361919) Гутцайт был сыном выходца из Германии Фридриха Вильгельма Гутцайта († 1871), который ещё в 1850-ые годы основал в Норвегии первую паровую лесопилку. Ханс пошёл по его стопам и стал крупнейшим организатором деревообрабатывающего бизнеса в Финляндии, основателем компании Энсо-Гутцайт, история которой начинается с острова Коткансаари. В начале 1872 в Христиании (ныне - Осло) Ханс основывает предприятие «W. Gutzeit & Compаny», весной того же года распродаёт активы в Норвегии, в мае грузит машины и около сотни опытных рабочих с семьями на барк «Амазон» и следует в сторону Котки. Уже в августе 1872 новая «Норвежская лесопилка» Гутцайта в Котке была под крышей, а 16 ноября произошло торжественной открытие предприятия, которое стало самым современным для своего времени в Финляндии.
Сегодняшняя Котка - это живописный приморский город, разбросанный на островках в низовьях Кюми-йоки и примыкающих частях материка. В состав города входит вытянувшийся вдоль трассы Санкт-Петербург - Хельсинки посёлок Кархула. Котка - город парков и крепостей.
Крепости
Самое значительное из фортификационных сооружений Котки - это крепость Кюминлинна, выстроенная на пересечении дороги Королевских Курьеров с центральным руслом реки Кюми-йоки. В 1790 году Суворов возвёл на этом месте совсем небольшую крепость диаметром 200 м, которая его совершенно не удовлетворила. В досаде Александр Васильевич первую крепость повелел разрушить и на её месте построить нынешнее, поистине грандиозное сооружение.
Крепость Кюминлинна. Куртины, бастион и главные ворота с изображением герба, напоминающего герб Котки. Только вместо скрещенных якоря и кадуцея здесь - перекрещивающиеся пушечные стволы
Кюминлинна - крепость бастионного типа. Она, действительно, очень велика, настолько, что её сложно охватить взором или запечатлеть на фотографии. Территория внутри крепости до сих пор принадлежит военному ведомству. Впрочем, смотреть там практически не на что. Но вот полюбоваться вытянувшейся вдоль местного шоссе и железной дороги крепостной стеной вкупе со предстенными укреплениями безусловно стоит.
Руины форта «Елизавета» на острове Вариссаари
Ещё две крепости расположены прямо в проливе, на островах, и защищают подходы к Котке со стороны моря. Это форты Слава и Елизавета. Летом из гавани до них можно добраться на прогулочном катерке. Ещё одна морская крепость - форт Екатерина - располагалась когда-то на южной оконечности города. Как и островные крепости она сильно пострадала в годы Крымской войны, но - в отличие от них - так и не была пока восстановлена. На территории форта Екатерина создаётся сейчас один из самых необычных в Котке - Морской парк.
Батарея форта «Екатерина»
Ещё один парк или, скорее, сад расположился на территории другой небольшой прибрежной крепости - редута Котка. Это сад Ароматических растений, приспособленный для посещения слепыми - ведь при отсутствии зрения мир запахов становится особенно важен.
Пороховой погреб конца XVIII века близ форта «Екатерина»
Продолжение следует.
Автор: Михаил Владимиров
Категория:
Оценка: